етоды поиска и формулирования жизненных целей

Одного желания для работы с полной самоотдачей мало, перед вами сразу же встанут десятки вопросов, на которые вам надлежит ответить, и первые из них:

– Каких целей вы хотите достичь?

– Согласуются ли они между собой?

– Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

– Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно Вы хотите, то есть добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом плане и в личной жизни. Найти личные жизненные етоды поиска и формулирования жизненных целей цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Например, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действительность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели – сильнейшая психотравма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода смутные и етоды поиска и формулирования жизненных целей нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

В ходе исследования уровня подготовленности молодежи к деятельности в условиях рыночной экономики, проведенного в Пензенском регионе в 1996-2004 гг., было выявлено, например, что обучающаяся на экономических специальностях молодежь успешно реализует на практике технологию постановки жизненных целей. Так, в ходе анализа результатов опроса молодежи по факторам, влияющим на успех в бизнесе, получены следующие данные: наиболее значимыми факторами являются деньги, знания и деловые качества (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Оценка факторов етоды поиска и формулирования жизненных целей, влияющих на успех в бизнесе[65, с. 93]

Варианты ответов Школа, % Техникум, училище, % ВУЗ, % Всего, %
Деньги 24,2 26,9 19,2 23,2
Знания 22,4 26,9 16,7 21,4
Деловые качества 20,2 13,5 19,2 19,2
Связи 17,3 13,5 23,3 18,5
Авторитет 6,5 3,8 7,5 6,5
Везение 5,1 9,6 8,3 6,5
Риск 4,3 5,8 5,8 4,9

Результаты исследования относительно планов молодежи открыть собственное «дело» на период учебы выявили следующее:

– не знаю – 40,8%;

– нет, не предполагаю – 29,5%;

–да, предполагаю – 24,8%;

– уже открыл – 4,9%[с. 92].

Из полученных данных видно, что молодежь уже в процессе учебы занимается постановкой жизненных целей и расстановкой приоритетов.

Обычно цели устанавливаются на определенный период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в следующей последовательности [25].

Шаг первый – прояснение потребностей. Нужно устанавливать цели в ситуации, которая уже не удовлетворяет или может стать етоды поиска и формулирования жизненных целей таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких вопросов.



Шаг второй – прояснение возможностей. Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать избыточные трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в установлении как можно большего их числа. Этого частично можно добиться напряжением собственной мысли, но расширить список можно путем изучения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока етоды поиска и формулирования жизненных целей не установлены все имеющиеся возможности.

Шаг третий – принятие решения о том, что вам нужно. Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться очевидным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

– Что является для вас важным?

– На какой риск вы готовы пойти?

– Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших личных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчеркнуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины осуществленного человеком самоизучения.

Второй вопрос поможет определить личные границы етоды поиска и формулирования жизненных целей и пределы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые возможности слишком рискованны, и предпочесть обратиться к методам действий с более надежными результатами. Это заставляет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями, и определить, стоит ли то, что вы получите, затрат, вызванных этим влиянием на них. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией помогут сделать трудные решения более точными.

Шаг четвертый – выбор. Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны етоды поиска и формулирования жизненных целей потребности и желания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент осуществления выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Это означает, что можно осуществить следующие шаги и направить свои силы и навыки решения проблем на то, чтобы выполнить обязательства и оправдать надежды.

Шаг пятый – уточнение цели. Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходим целый ряд разных действий, так что можно потерять из виду желательный конечный результат и погрузиться в текучку. Если это случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы етоды поиска и формулирования жизненных целей, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими усилиями помогает сэкономить силы.

Шаг шестой – установление временных границ. Время – это ресурс, с которым можно разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому нужно выбрать, как распределить время. На распределение времени влияет много факторов, в том числе следующие:

– обычные требования работы;

– чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие в работе;

– ожидания окружающих;

– личные надежды и стремления;

– чувство долга и уже взятые на себя обязательства;

– привычная практика.

Так как многие етоды поиска и формулирования жизненных целей решения о том или ином использовании времени принимаются неосознанно и инстинктивно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможностей.

Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли хорошо распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

Шаг седьмой – контроль своих достижений. Существуют следующие преимущества наблюдения за личными достижениями:

– появляется обратная связь с эффективностью работы етоды поиска и формулирования жизненных целей;

– возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

– при неудаче возникает мрачное настроение;

– создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут послужить контрольным средством для прояснения целей.

Автор книги «Ваше время – в Ваших руках» Л. Зайверт представляет процесс нахождения целей через реализацию определенных ступеней [45, c. 48].

1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

4. Инвентаризация целей.

Рассмотрим этот процесс подробнее.

1. Разработка представлений о жизненных устремлениях.

Попробуйте изобразить для себя настоящую и возможную (будущую) картину вашей жизни, к примеру, в виде так называемой «кривой етоды поиска и формулирования жизненных целей» вашей жизни, отметив крупнейшие успехи и поражения в ваших личной и профессиональной сферах. Пометьте на «кривой» то место, где вы сейчас находитесь, а также напишите ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками вашей «жизненной кривой». Попробуйте представить свое будущее и продолжите «кривую» дальше.

Затем назовите 5 важнейших пунктов (целей), которых вы еще хотите достичь до конца своей жизни.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

Разделите свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд (табл. 3.2). При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и етоды поиска и формулирования жизненных целей события, с которыми вы должны считаться.


Таблица 3.2

Временной ряд для нахождения личных целей

Год Собственный возраст Возраст окружающих Особые события
и т.д.

3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

Определите свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме:

Личные желания:

– долгосрочные (жизненные цели);

– среднесрочные (5 лет);

– краткосрочные (ближайшие 12 месяцев).

Профессиональные цели:

– долгосрочные (жизненные цели);

– среднесрочные (5 лет);

– краткосрочные (ближайшие 12 месяцев).

Таким образом, вы сделаете инвентаризацию своих идей, отфильтровывая при этом важнейшие позиции, то есть жизненные личные и карьерные цели.

Обязательно выделите свои профессиональные ориентиры, так как если и есть в жизни что-то судьбоносное, так это выбор профессии, который является одним из основных условий успешной етоды поиска и формулирования жизненных целей карьеры.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

– Чем бы вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении?

– Если бы вы могли свободно выбирать служебное положение, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем бы вы охотнее всего были или стали?

Дать объективные ответы очень важно, ибо профессиональный ориентир является ключом к профессиональному и личному успеху, так как он:

– во-первых, усиливает мотивацию трудовых достижений;

– во-вторых, направляет в определенное русло вашу активность, профессиональные устремления при выборе профессии;

– в-третьих, является руководством для последующего исполнения ваших служебных обязанностей.

Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь вашими етоды поиска и формулирования жизненных целей личными ресурсами, то есть средствами для достижения поставленных вами целей. Известный немецкий ученый Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.

Способности человека определяются разнообразными факторами: и наследственностью, и воспитанием, и состоянием здоровья, и средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.

Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «кривой жизни», отметив свои крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого требовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на вопросы.

Личная сфера:

– Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи?

– Каково влияние семьи (детство, юность етоды поиска и формулирования жизненных целей, родители, братья и сестры, близкие)?

– Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения?

– При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым?

– Какие меры я хочу предпринять для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?

– В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я могу сделать?

– Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?

Профессиональная сфера:

– Знаю ли я задачи по работе на моей должности?

– Знаю ли я, чего от меня ждут?

– Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?

– Устанавливаю ли я приоритеты?

– Выполняю ли я своевременно свои задачи?

– С какими неудачами я етоды поиска и формулирования жизненных целей должен считаться?

– Каковы главные преимущества моей работы?

На основании анализа основных этапов своей жизни составьте баланс личных успехов и неудач [45]. Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Баланс личных успехов и неудач

Личный баланс
успехов Неудач
Мои крупнейшие успехи, достижения и т. п. Способности, которые были для этого необходимы Мои крупнейшие поражения, неудачи и т. д. Способности, которых мне недоставало Как я преодолел неудачи?
1. 2. 3. Прочее 1. 2. 3. Прочее

Подобный анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей.

Очень важно правильно оценивать етоды поиска и формулирования жизненных целей себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования, которые дают возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Тест «Мои способности»

«Срез» способностей Сильные стороны (+) Слабые стороны (-)
Профессиональные знания и опыт 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Социальные и коммуникационные способности 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Личные способности 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Способности руководителя 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Интеллектуальные способности, рабочие приемы 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Прочее 1. 2. 3. 1. 2. 3.

В процессе анализа необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией [45, с. 63]. Например, выберите пять важнейших целей и определите необходимые для этих целей средства (табл. 3.5). Проверьте, чего еще вы должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к соответствующей цели, укажите необходимую для достижения целей квалификацию и поставьте конкретные реальные етоды поиска и формулирования жизненных целей практические цели по приобретению опыта и способностей, которых вам еще не хватает.

Таблица 3.5

Анализ «цель – средство»

Ситуационный анализ
Желаемые цели Необходимые средства Имеется в наличии (способности и т. д.) Не имеется в наличии Практические меры по достижению целей
1. 2. 3. 4. 5.

Используя данные табличные формы, можно определить соотношение ваших желаний и ваших личных качеств и способностей, и на основании полученных результатов выработать свой индивидуальный алгоритм технологии поиска личных и профессиональных целей.

Последняя фаза процесса постановки целей – конкретное формулирование практических целей для последующей стадии планирования. «Цель» по самой своей глубокой сути есть опережение реальных событий действительности. Каждая цель реализуется в етоды поиска и формулирования жизненных целей действие. При этом реализация цели в действие представляет собой сложный процесс.

Объясняя свои поступки, человек ссылается обычно на определенные причины, вынудившие его поступить так, а не иначе, и говорит себе и всем заинтересованным в этом людям, что он стремился к достижению какой-то цели.

Анализ человеческого поведения показывает, что между целью и поступком нет однозначного соответствия. Одна и та же цель может быть достигнута многими путями, и один путь ведет к разным целям. У каждого человека должна быть сформирована более или менее устойчивая система целей; одни цели более предпочтительны, другие отодвинуты на второй план. В совокупности целей каждого человека обнаруживаются цели етоды поиска и формулирования жизненных целей главные и промежуточные, подчиненные главным, но без которых нельзя достичь конечной цели. К одним целям человек проявляет чрезвычайный интерес и готов пожертвовать самым дорогим для их достижения; другие же цели его мало волнуют и не затрагивают его эмоциональной сферы. На языке теории управления такая система соподчиненных целей называется деревом целей.

Французский социолог Б. Гурней выделяет четыре типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию.

1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.

2.Стремление к повышению жизненного уровня. Для понимания этой цели следует иметь в виду, что удовлетворенность работников своей зарплатой зависит не только от абсолютной величины вознаграждения етоды поиска и формулирования жизненных целей, но и от соотносительной величины зарплаты их коллег.

3.Стремление к власти. Эта цель распадается на ряд взаимосвязанных подцелей: стремление к расширению круга своих полномочий, к достижению автономии, к продвижению вверх по служебной лестнице.

4. Стремление повысить и укрепить престиж. Эта цель разбивается на две подцели: укрепление личного престижа и престижа самой организации.

Шансы на успех при формулировании целей возрастают, если удается избежать следующих потенциальных слабостей:

1. Недостаток реализма

Цели должны быть достижимы, хотя предпочтительно, чтобы они требовали некоторого напряжения возможностей человека.

2. Неопределенные временные рамки

Хорошо установленные цели содержат временные рамки их достижения. Последние могут периодически пересматриваться.

3. Отсутствие измеримости

Всегда, когда это возможно, цели должны быть етоды поиска и формулирования жизненных целей выражены в измеряемых понятиях. Это позволяет четко оценивать достигнутое.

4. Неэффективность

Цели имеют смысл только в том случае, если они явно вписываются в более общие задачи работы. Поэтому основным критерием здесь является эффективность, а не эффектность, и такие цели должны иметь свое место в задачах организации.

5. Недостаток совместной заинтересованности

Люди, объединившиеся для совместной работы ради достижения общей цели, могут получать дополнительные силы от работы в группе. Зачастую, однако, цели навязываются и принимаются только нехотя, в результате не удается включить в дело бодрящее одушевление разделяемой с другими заинтересованности.

6. Конфликт с другими

Цели индивидуальной или групповой работы определяются таким образом, что они противоречат етоды поиска и формулирования жизненных целей друг другу. Способов преодоления этих конфликтов немного, и масса усилий тратится впустую.

7. Недостаток информированности

Большие организации особенно уязвимы к сбоям в распространении информации. Совет директоров устанавливает цели, часто выраженные в финансовых показателях, но затем не информирует об этом. Возможно, какие-то фрагментарные известия просачиваются к подчиненным, но им недостает убедительных целей, выраженных в общечеловеческих понятиях.

8. Использование в качестве наказания

Установление целей может использоваться для преследования и наказания людей. Когда подобная философия широко распространяется, процесс установления целей воспринимается отрицательно и искусно саботируется.

9. Недостаток анализа

Большим преимуществом установления целей является создание основы для систематического анализа. Проведение консультаций позволяет обучать людей, в результате чего происходят изменения в етоды поиска и формулирования жизненных целей ресурсах и системах.

Цель отличается от задания тем, что задание описывает действие, которое нужно выполнить, а цель описывает конечный результат.

Обычно имеется 5-8 основных позиций достижения цели. Основные позиции в некотором смысле есть более подробно описанная цель. Для наибольшего успеха в достижении цели выпишите для себя свои общие цели и основные позиции их достижения [32, c. 16].

Цели задают направление движения. Можно представить себе большое океанское судно. Хотя на нем есть все необходимое, чтобы перевезти тяжелый груз из одного пункта в другой, оно не может двигаться без руля. Цели – это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без етоды поиска и формулирования жизненных целей него имеющиеся способности неверно направляются и соответственно тратятся зря.

При конкретном формулировании практических целей необходимо помнить и о таких аспектах, как физическое состояние, т. к. хорошее здоровье и является предпосылкой активной жизни и успешного самоменеджмента. Для этого необходимо предусматривать в своих периодических планах (годовых, месячных, недельных и дневных) мероприятия для укрепления здоровья: ежедневные пробежки на свежем воздухе, лечение, плавание, лыжные пробеги, профилактические осмотры и т. д.

Не следует забывать о самообразовании, о повышении уровня знаний и квалификации, о своем культурном просвещении (путешествия, участие в культурных мероприятиях и т. п.).

Многие менеджеры считают, что личные цели помогают добиться больших перемен, если они отвечают етоды поиска и формулирования жизненных целей следующим критериям [25]:

– Человек чувствует себя лично заинтересованным в их достижении.

– Возможно успешное продвижение к ним малыми шагами.

– Установлены временные пределы.

– Четко установлен конкретный конечный результат.

Постановка целей помогает людям решать, что наиболее приемлемо и полезно. Не имея целей, люди часто оказываются во власти случайности или прихотей других людей. Однако простое наличие целей не обеспечит магического решения всех проблем. При установлении целей стремятся предусмотреть возможное будущее, но поскольку обстоятельства часто меняются, цели, поставленные в прошлом, становятся неуместными или недостижимыми. Это особенно характерно для политики, которая, как управление, представляет собой искусство возможного.

Основные характеристики цели: точность определения, возможность измерить, достижимость етоды поиска и формулирования жизненных целей, реалистичность, указание временных интервалов на ее исполнение.

Коротко остановимся на каждой из этих составляющих.

– Точность определения цели. Приводит к получению конкретного результата.

– Возможность измерить. Предполагается использовать цифры и другие общепринятые стандарты, позволяющие четко сопоставить то, что было до реализации цели и после нее.

– Достижимость. Возникает вопрос: как добиться данной цели? Если вы имеете небольшой опыт или низкую квалификацию, то следует об этом подумать и записаться на специальные курсы.

– Реалистичность. Помнить о том, что для достижения цели понадобится не один вечер.

– Указание временных интервалов. Точно определить, на какой срок рассчитана ваша цель [127, c. 50].

Постоянство и важность целей в жизни человека етоды поиска и формулирования жизненных целей бывают различными. Некоторые цели имеют фундаментальный характер и сохраняются на протяжении жизни поколений, (например стремление к прибыли); другие цели более поверхностны и имеют временный характер (например желание приятно провести Рождество).

Так или иначе, осознанно или нет, но вы думаете о своих жизненных целях всю жизнь. Однако думать о них и записать на бумагу – разные вещи. Не записанные цели часто остаются туманными и утопическими мечтами, вроде таких мыслей: «хорошо бы попутешествовать», «хорошо бы стать миллионером». Запись же требует от вас большей определенности в выражении, цели сужаются: вы должны выразить ваши стремления в нескольких словах, а не в множестве слов, которые прошли етоды поиска и формулирования жизненных целей в ваших мыслях.

Документом, который поможет вам установить, чего на самом деле вы хотите добиться, является Декларация Жизненных Целей. Она придаст вашей жизни целеустремленное направление, поможет почувствовать вас хозяином своей судьбы [76, c. 35].

Всем известно, что легче установить цели, чем достичь их. Многие небрежны и нереалистичны в формулировании целей, потому что слишком легко относятся к своим обязательствам и готовы в любой момент забыть о них. Поведение человека, эффективного в постановке целей, характеризует тщательное изучение возможных обязательств и реальности их выполнения, прежде чем он возьмет их на себя. Такой человек ответственно относится к своим обязательствам и к усилиям, требуемым для етоды поиска и формулирования жизненных целей достижения целей, какие бы трудности ему ни встретились. Подобное отношение также ценно, если оно распространяется и на цели, принятые совместно с окружающими.

Цель, сформулированная в общем виде, может служить полезным руководством, но она не всегда способна привлечь внимание к тому, что нужно сделать, чтобы добиться успеха.

Вот несколько примеров личных целей, сформулированных в общем виде:

– Быть удачливым в работе.

– Иметь хорошие отношения со своей рабочей группой.

– Уметь расслабляться в домашней обстановке.

– Получать удовольствие от занятий спортом.

Об этих заявлениях нельзя сказать, что они достаточно определенны и увязаны во времени, хотя указывают на общую цель и область, в етоды поиска и формулирования жизненных целей которой можно добиться успеха. Для того чтобы подобные заявления оказались полезными, они должны быть превращены в нечто более конкретное с помощью вопросов о том, как этих общих целей можно достичь, и постановки конкретных задач, четко расписанных во времени [25].

Следует ставить реальные цели. При этом не берите на себя слишком много, поскольку в этом случае, персональные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей вы себе поставите, тем больше вам придется менять в вашей прежней жизни, тем большую придется развивать активность.

Необходимо также устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением ваших долгосрочных глобальных целей. При стремлении к долгосрочным целям вы должны считаться етоды поиска и формулирования жизненных целей с изменением внешних условий и возникновением новых тенденций. Поэтому наряду с общими целями важно, с точки зрения психологической мотивации, ставить перед собой и краткосрочные достижимые подцели и добиваться промежуточных успехов.

Установление целей привносит в жизнь людей элементы директивной плановости. Нельзя допускать, чтобы попытки установления ясных целей подавляли непосредственность и ограничивали свободу реакции на новые ситуации. Наилучшим образом определенные цели – это те, которые позволяют быть более открытым по отношению к имеющимся впереди возможностям.

При обнаружении непреодолимых, на ваш взгляд, препятствий в достижении целей необходимо задать себе следующие вопросы:

Действительно ли ваши цели важны для вас?

Цели, в которых етоды поиска и формулирования жизненных целей действительно не заинтересованы, обычно не достигаются.

Реальны ли ваши цели?

Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно добиться, а потом удивляются своей неудаче.

Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания?

Вполне достижимые цели могут быть не реализованы из-за того, что на преодоление препятствий не было приложено достаточно усилий.

Сохраняют ли ваши цели актуальность?

Возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими.

Достаточно ли вы привлекали к вашему делу окружающих?

Без помощи и поддержки многие проекты обречены на неудачу. Установление на ранних этапах работы взаимосвязей с окружающими помогает продвижению вперед.

Не слишком ли рано етоды поиска и формулирования жизненных целей вы хотите сдаться?

Во многих случаях люди «признают себя побежденными» слишком рано, тогда как настойчивость могла бы привести к успеху [25, с. 97].

Выбор четких, ясных и, самое главное, правильных целей – процесс очень важный для каждого руководителя. Не каждый человек может четко выделить главные стремления в своей жизни и карьере. Для этого необходимо иметь определенный тип мышления, чтобы поставить частные цели на службу общим.

Резюме

Ö Для эффективного управления организацией, подразделением, коллективом, собственной карьерой менеджеру необходимо иметь соответствующие навыки и обладать определенными знаниями, особенно в области постановки и реализации жизненных целей.

Ö Но прежде чем приступить к разработке и реализации собственного жизненного плана, необходимо изучить такие етоды поиска и формулирования жизненных целей понятия, как «миссия организации», «цели организации», «цели управления организацией».

Ö Миссия организации – это ее общая (генеральная) цель, смысл существования и предназначение. Цели организации – конкретное состояние характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Цель управления организацией – идеальное представление о тех его результатах, которые рассматриваются руководителем как ожидаемые и желаемые.

Ö Для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, менеджер должен знать и применять алгоритм постановки жизненных целей, включающим в себя ряд последовательных этапов. На достижение поставленных целей и задач могут влиять так называемые значимые факторы, к которым относятся должностные инструкции, начальник или начальники етоды поиска и формулирования жизненных целей, сотрудники и др.

Ö Существует несколько форм и методов поиска и формулирования жизненных целей, в том числе алгоритм, включающий разработку общих представлений о жизненных устремлениях, дифференциацию во времени жизненных целей, разработку ключевых представлений в профессиональной сфере, инвентаризацию целей.

Практическое задание

1. Сформулируйте свои профессиональные и личные цели.

2. Каждая цель имеет смысл тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Попробуйте сформулировать их применительно к своим желаемым и практическим целям и проверьте свои планы с точки зрения реалистичности.

Примером может служить следующий жизненный план (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Жизненный план

№ п/п Сфера жизни Жизненная цель Значимость, важность Практические цели Срок Конт­роль
1. 2. Имущество, деньги етоды поиска и формулирования жизненных целей - Новая квартира - Высокая - Накопление собственных средств - - -

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте зависимость между различными возрастными этапами и представлениями о роли и значении постановки жизненных целей.

2. В чем заключается главная идея определения любой цели?

3. Опишите основные этапы постановки жизненных целей.

4. Какие требования предъявляются к формулированию жизненных целей?

5. Что следует понимать под инвентаризацией целей?

6. Охарактеризуйте признаки эффективной работы .

7. Какие значимые факторы могут оказывать влияние на достижение поставленных целей и задач?

8. Какие существуют рекомендации по снижению влияния наиболее значимых факторов на достижение поставленных целей и задач?

9. Что такое жизненный план?

10. Каких потенциальных слабостей следует избегать при формулировании целей?

Рекомендуемая литература

1. Адаир Д. Ж. Эффективный тайм-менеджмент етоды поиска и формулирования жизненных целей.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.

2. Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль временем. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

3. Дебра Олкок. Управление временем и рабочей нагрузкой: Пер.с англ. – М.: Изд-во «Финпресс», 2002.

4. Добротворский И. Л. 1001 путь к успеху. – М., 2007.

5. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, Инфра-М, 2003.

6. Ключников С. Ю. Мастер жизни. – М.: Беловодье, 2001. – 583 с.

7. Моргенстерн Джулия. Тайм Менеджмент: Добрая книга, 2001.

8. Резник С.Д., Удалов Ф.Е., Соколов С.Н., Бондаренко В.В. Персональный менеджмент. Учебник для вузов. – М: Инфра-М, 2008.

9. Сухарев В. А. Как достичь успеха деловому человеку етоды поиска и формулирования жизненных целей. – Минск: Беларусь, 2003.

10. Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З. Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 2003.

11. Хокан Сундин. Организованный менеджер. – М: «Финансы и статистика», 2002.


________________________________________________________________

ГЛАВА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СКЛОННОСТЕЙ ИНДИВИДА

Современному человеку при выборе профессии

нужно обязательно учитывать пять «т»:

талант, трудолюбие, терпение, такт и

темперамент

В.И. Филатов, директор Московского городского

центра профессиональной ориентации

В данной главе рассматриваются вопросы выбора и планирования карьеры менеджера с учетом профессиональных склонностей. Характеризуются виды и типы карьеры. Особое внимание уделено изучению влияния мировоззрения менеджера на эффективность его деятельности и карьеры в целом.


documentaljlcpd.html
documentaljljzl.html
documentaljlrjt.html
documentaljlyub.html
documentaljmgej.html
Документ етоды поиска и формулирования жизненных целей