Капитал

Капитал

Экономисты домарксова периода, в том числе и классики буржуазной политической экономии, рассматривали капитал просто как накопленный запас орудий, сырья, средств существования и денег. Получалось, что капитал существовал всегда и будет существовать вечно, ибо без такого запаса невозможно любое производство. Этому Маркс противопоставил понимание капитала как исторической категории, возникающей только в тех условиях, когда рабочая сила становится товаром, когда главными фигурами в обществе становятся капиталист, владеющий средствами производства, и наемный рабочий, не имеющий ничего, кроме способности к труду. Капитал выражает собой это общественное отношение. Он не всегда существовал и отнюдь не вечен. Если капитал и можно рассматривать как массу товаров и денег, то Капитал лишь в том смысле, что в них воплощается присвоенный капиталистом неоплаченный (прибавочный) труд наемных рабочих и что они используются для присвоения новых порций такого труда.

Что отличает Смита и придает всему изложению определенную тональность, это упор на накопление капитала как решающий фактор экономического прогресса. Адам Смит с большой последовательностью и упорством стремится доказать, что накопление - ключ к богатству нации, что каждый, кто сберегает,- благодетель нации, а каждый расточитель - ее враг. Это указывает на глубокое понимание Смитом коренной экономической проблемы промышленного переворота. По подсчетам современных английских ученых, норма накопления (накопляемая доля национального дохода) в Англии второй половины Капитал XVIII в. в среднем не превышала 5%. Вероятно, она начала повышаться лишь примерно с 1790 г., когда промышленная революция вступила в самый бурный период. Конечно, 5 % - это очень мало. В наше время развивающаяся страна (а этот недавно появившийся термин, очевидно, подходит к Англии времен Смита) считает положение более или менее благополучным, если норма накопления составляет не менее 12-15%; 10% - сигнал тревоги, а 5% - сигнал бедствия. Любой ценой поднять норму накопления! Так на нынешнем языке звучит лозунг Смита.[11]

Кто может и должен накоплять? Конечно, капиталисты - состоятельные фермеры, промышленники, купцы. В этом Смит видел, в сущности, их важнейшую социальную функцию. Он еще в глазговских лекциях с удовольствием Капитал отмечал "аскетизм" тамошних рыцарей капитала: во всем городе трудно было найти богача, который бы держал более одного человека мужской прислуги. Нанимая производительных работников, человек богатеет, нанимая слуг - беднеет, писал Смит. Это же применимо ко всей нации: надо стремиться свести к минимуму часть населения, не занимающуюся производительным трудом. Смитова концепция производительного труда была остро направлена против феодальных элементов в обществе и всего связанного с ними: государственной бюрократии, военщины, церкви.


Заключение

Таким образом, Адам Смит считается основателем политической экономии как самостоятельной научной дисциплины. В «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» Адам Смит пришел к следующим выводам: 1. Только ручной труд, создающий материальные блага и Капитал объективные ценности, по-настоящему продуктивен; 2. Ученые, политики, профессора, т. е. все производители нематериальных благ, участвуют в формировании народного богатства опосредованно. Поэтому чем меньше сословие праздноречивых ораторов, тем богаче нация; 3. Мудрость государственных мужей состоит в том, чтобы, оставив за индивидом свободу достижения максимального благосостояния, обеспечить каждому из них максимальную безопасность.



Суть концепции либерализма Смита в том, что «каждый индивид предпочитает род занятий, наиболее выгодный как для него, так и для коллектива. Хотя общий интерес — вне сферы субъективных намерений и каждый преследует цель собственного обогащения, все же некая невидимая рука ведет к реализации нужной цели». Короче говоря, найдена формула «естественной гармонии», «естественного Капитал порядка», смысл которых в совпадении неосознаваемого эгоизма с благосостоянием всех. В самом деле, возможность заработка никогда не упускают предприниматели, производя товары, имеющие спрос на рынке. Сначала прибыль достается немногим, но затем на рынке появляются другие производители, и цены снижаются.

Так называемая "проблема Смита" состоит в трудностях совмещения экономической и моральной философии. Как моральный философ, Смит отстаивает представление о том, что мы должны действовать на основе симпатии и заботы о других людях. Как экономист-теоретик, он утверждает, что бизнесмен должен руководствоваться только своими собственными интересами, стремиться к личному обогащению, которое часто происходит за счет других. Логика рынка, согласно Капитал Смиту, подразумевает, что с помощью невидимой руки рынка частные (личные) пороки могут привести к всеобщей пользе. С моральной точки зрения, это является достаточно спорным: хорошее не может возникнуть вследствие безнравственных действий, не породив при этом проблем.

Решение "проблемы Смита" состоит в том, что мы должны проводить различие между сферой рыночной экономики и повседневной жизнью. Смит также подчеркивает, что функционирование рынка должно регулироваться в соответствии с законом и справедливостью. Это означает, что Смит оперирует понятиями не только рыночной экономики, но и юридически-национальных факторов и сферы межличностного взаимодействия.
Список литературы:

1. Адам Смит. Беккария и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды: Биогр. повествования / Н Капитал.Ф. Болдырева и др. - Челябинск , 1998.

2. Аникин А.В. Юность науки. М., 2001.

3. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. М., 2001.

4. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. М., 2005.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. М, 2004.

6. Пети В., Смит А., Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах / В.Петти. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. М., 1993.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. М., 1997.

8. Селищев А. С. Микроэкономика. М., 2002.

9. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2003.

10. Строуп Р., Гвартни Д. Азбука экономики. М., 2001.


[1] Селищев А Капитал. С. Микроэкономика. М., 2002.

[2] Ермишин П.Г. Основы экономической теории. М., 2005.

[3] Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. М., 2001.

[4] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. М., 1997.

[5] Строуп Р., Гвартни Д. Азбука экономики. М., 2001.

[6] Аникин А.В. Юность науки. М., 2001.

[7] Пети В., Смит А., Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах / В.Петти. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. М., 1993.

[8] Пети В., Смит А., Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах / В.Петти. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. Начала Капитал политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. М., 1993.

[9] Аникин А.В. Юность науки. М., 2001.

[10] Аникин А.В. Юность науки. М., 2001.

[11] Адам Смит. Беккария и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды: Биогр. повествования / Н.Ф. Болдырева и др. - Челябинск , 1998.


documentaljlcpd.html
documentaljljzl.html
documentaljlrjt.html
documentaljlyub.html
documentaljmgej.html
Документ Капитал