Не из одной песочницы

Анализ привлекательности рынка

(кейс подготовлен по материалам, опубликованным С. Алешиной в журнале «Секрет фирмы» N11 (98) 21.03.2005)

Определить, на каких рынках работать, а с каких уходить, иногда можно, просто основываясь на опыте и знании рыночных тенденций. Но в компании «Агрос» решили не полагаться на интуицию в стратегических вопросах. А вместо этого тщательно изучили инвестиционную привлекательность сразу 64 рынков.

Не из одной песочницы

«Активы и бизнес-направления, которыми управлял „Росхлебопродукт”, были настолько разнородными, что построить из них интегрированный бизнес было практически нереально. Кроме того, ни один отдельно взятый бизнес не выглядел намного привлекательнее других. Одни зарабатывали больше, но были более рискованными, другие – более прогнозируемыми с точки зрения Не из одной песочницы финансового результата, но менее значимыми в обороте. Нам предстояло определить, в чем должен заключаться наш ключевой бизнес»,– рассказывает генеральный директор компании «Росхлебопродукт» Дмитрий Маслов. «Росхлебопродукт» – управляющая компания крупнейшего отечественного агрохолдинга «Агрос», основным акционером которого является холдинг «Интеррос». В 2001 году «Агрос» был создан как фонд прямых инвестиций в агробизнес c уставным капиталом в $100 млн. Руководство компании было вольно инвестировать эти средства в любые направления агропродовольственного бизнеса, казавшиеся перспективными. «Акционеры хотели от нас гарантий того, что они не останутся навсегда единственными инвесторами в этот бизнес,– говорит Дмитрий Маслов.– 2007 год был назван как время выхода на IPO. К этому моменту компания Не из одной песочницы должна уже занимать существенную долю на рынках и быть понятной для будущих инвесторов».

Основу управленческой команды «Росхлебопродукта» составили топ-менеджеры, пришедшие в агробизнес из нефтянки и банковского сектора. Но грамотные руководители, возглавившие управляющую компанию, не обладали на тот момент глубокими знаниями рынков сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Поэтому решения о покупке активов принимались исходя скорее из конъюнктурных, чем из стратегических соображений. Через год стало ясно: как фонд прямых инвестиций компания себя исчерпала. Акционеры ждали результатов не от интенсивной скупки активов, а от грамотного управления ими. Тогда «Росхлебопродукт» провел ревизию уже имеющихся активов и бизнесов. Результат, по словам директора по Не из одной песочницы маркетингу компании Юлии Склар, несколько обескуражил: «Уже тогда у нас были активы и в сельском хозяйстве, и в торговле зерном, и в птицеводстве, а также две макаронные фабрики. Каждое бизнес-направление управлялось отдельно. И понимания того, куда они движутся, на какие из них делать ставку, где усиливать свои позиции, а от чего лучше побыстрее отказаться, у нас так и не было». Поэтому когда встал вопрос о стратегических горизонтах, «Росхлебопродукту» пришлось иначе взглянуть и на портфель активов, и на рынки в целом.

«Росхлебопродукт» – управляющая компания группы «Агрос». Среди активов «Агроса» в общей сложности более 40 акционерных обществ, среди которых мелькомбинаты, макаронные Не из одной песочницы фабрики, птицефабрики и т. д. Предприятия «Агроса» расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском и Краснодарском краях, Самарской, Смоленской, Волгоградской и Воронежской областях. Сбытовой и маркетинговый центр группы находится в Москве. «Агрос» занимает порядка 14% отечественного макаронного рынка, 4% российского рынка быстрозамороженных продуктов и около 3% рынка мяса бройлеров. Оборот группы в 2003 году составил $311,9 млн. Самые известные брэнды – макароны «Экстра-М» и «Тарантелла», пельмени «Боярин Мясоедов».


Много – не мало



«Нам было бы крайне сложно самостоятельно оценить потенциал рынков, на которых присутствовала компания,– говорит Дмитрий Маслов.– Ни на одном рынке, за исключением зерна, у нас не было серьезного опыта работы. Поэтому в ноябре 2003 года мы Не из одной песочницы провели тендер на исследование инвестиционной привлекательности агропродовольственных рынков. Требования к проекту были следующие: на выходе мы хотели увидеть объемы и темпы роста каждого изучаемого рынка, рентабельность продаж, уровень рисков, возможную долю нового игрока и ее стоимость». Выиграла тендер компания V-Ratio, которой за два месяца пришлось изучить 64 рынка продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, на которых мог бы действовать холдинг.

Столь широкий круг интересов компании Дмитрий Маслов объясняет так: «Теоретически у нас существовала возможность как продать любой из наших активов, так и купить совершенно новые. Поэтому нам хотелось увидеть как можно более полную картину. Хотя, конечно, те рынки, где Не из одной песочницы у нас уже были активы, мы исследовали особенно плотно». По мнению руководителя практики стратегического планирования V-Ratio Игоря Бута, в этом и заключалась уникальность проекта: «Обычно наблюдается обратная ситуация: зона поиска новых возможностей и перспективных отраслей изначально выбирается достаточно узко. Рассматриваются пять-десять рынков. И часто все они не слишком благодатные. А потенциальные „звезды” остаются вне игры».


documentaljsfmv.html
documentaljsmxd.html
documentaljsuhl.html
documentaljtbrt.html
documentaljtjcb.html
Документ Не из одной песочницы