ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА

Проблема онтологического основания (архе) в истории философии. Вопрос о количестве субстанций: монизм, дуализм, плюрализм.

Именно на этом этапе древнегреческая мысльстала философией, предприняла поиск архэ – изначальной стихии мира, его первоэлемента, первоначала, первовещества.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Основная изучаемая проблема первоначала всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Основное достижение первый вывод о том, что многообразие мира возникло из одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ.

Представители Милетской школы выдвинули несколько концепций архэ.

ФАЛЕС. Архэ – это вода:

Следовательно, изначальная стихия мира, его первоначало, вода, это не та вода, которую мы пьем или которая наполняет моря ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА. Эта вода есть особая разумная первосущность мира, влажная как его жизнеисточник и текучая как его постоянные видоизменения и формообразования.

Таким образом, когда-то все вещи произошли из океана, в котором вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, независимо от её, вроде бы, иной внешней качественности по отношению к этим вещам.

АНАКСИМАНДР. Архэ – это апейрон:

1. Для того чтобы первовещество, архэ, обладало безграничной возможностью порождать многообразие качеств мировых предметов (вещей, живых существ и людей), оно само в себе должно быть бескачественным,ведь только нечто совершенно бескачественное способно заключать в себе возможности всех качеств сразу и не ограничиваться никакими условиями собственного качества при их ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА порождении.

Таким образом, главное, что можно сказать теперь об архэ, это то, что оно ни в чем не определено.

Этот вывод следует исследовать и сделать из него законные выводы.

Итак, если архэ ни в чем не определено, то это означает, чтоононе определено и в своих границах тоже. Следовательно, законно сделать вывод, что

архэ – это нечто беспредельное, поскольку не имеет границ.

вот это ни в чем не определённое первовещество,архэ, назовем его «апейроном» (по-гречески apeiron – беспредельное),вот этими своими главными характеристиками– своей беспредельностью, вечностью и неуничтожимостью – как раз и обеспечивает вечность, неуничтожимость и беспредельную качественность форм мира.

Апейрон не ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА имеет границ, конца и начала, он бескачественен, вечен и неуничтожим.

АНАКСИМЕН. Архэ – это воздух:

Мы оставляем идею апейрона, а качественно наиболее всего близок абстрактному апейрону воздух, так какв природе воздуха много абстрактного –он не имеет формы, границ, начала и конца, и он невидим. Но мы хотим видеть апейрон конкретным, и видим, что воздух, при всей своей абстрактности, достаточно конкретен.

Таким образом, свойства воздуха, если он первовещество мира, собственно и определяют и жизнь самого мира, и жизнь, существующую в мире, поскольку:

–жизнь возможна только в присутствии воздуха;

– воздух бесконечен и никогда не убывает,и этим объясняется неуничтожимость мира.

ГЕРАКЛИТ

Основная изучаемая ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?



Представители Гераклит, философ-одиночка.

Основные достижения вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей изменчивости;выводо том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира (становления) – это борьба противоположностей.

итак, ГЕРАКЛИТ. Архэ – это огонь:

Что же тогда можно сказать о том архэ, о том первовеществе, которое из себя породило вот этот мир, который мы увидели? Что же это может быть за архэ, наделившее мир такими характеристиками? Наиболее всего эти характеристики подходят для огня:

– огонь постоянно изменяется, но остается тем же самым огнем;

– огонь постоянно в движении, но никуда не ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА уходит;

– в огне всё исчезает, но сам огонь остается;

– огонь может стать больше или меньше, он может стать вообще любым, но только не может стать не гармоничным;

– всё попавшее в огонь, становится противоположным своему прежнему состоянию (твердое – мягким, жидкое – воздушным, целое – раздробленным и т.д.), но сам огонь не обращается ни во что, противоположное себе.

Таким образом, именно характеристики огня подходят под идеальные характеристики первоначала мира, и мы должны по справедливости признать, что архэ, то есть первовещество мира – это огонь.

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители Эмпедокл.

Основные ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА достижения учение очетырехвечных и неизменных первоэлементах мира –огне, воздухе, воде и земле.

ЭМПЕДОКЛ. Архэ – это огонь, воздух, вода и земля:

1. Нет мысли очевиднее, что всё в мире представляет собой или природу огня, или природу воды, или природу воздуха, или природу земли. Следовательно, не должно быть и мысли очевиднее той, что первоэлементы мира, создавшие его, также имеют этот четырехкомпонентный состав – огонь, воду, воздух и землю.


documentaljxxkz.html
documentaljyevh.html
documentaljymfp.html
documentaljytpx.html
documentaljzbaf.html
Документ ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА